Музей «Канонерский и Гутуевский острова. Люди и годы» был открыт 21 сентября 2006 года и при открытии были сразу же определены 4 раздела:
· Острова морской славы;
· Война. Блокада. Ленинград;
· Из истории народного образования;
· Интерьер ленинградской квартиры 30-50 годов 20 века.
Музей был открыт при инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного города. К сожалению, многих из них уже нет с нами! Светлая им память! Неоценимый вклад в создание музея внесла его первый руководитель — Сергеева Алла Александровна, блокадница, поэт. Мы по-прежнему рады встречам с этим неординарным человеком, высоко ценим её мнение и поддержку в работе музея. Активно помогает нам Таисия Владимировна Сидельникова: благодаря ей пополняются бесценными экспонатами фонды музея, ее советы всегда очень деликатны и полезны. Именно Таисия Владимировна предложила нам создать новый подраздел музея «Дети блокадного города». А по инициативе ВЫПУСКНИЦЫ школы Жигадло Анастасии ребята создали экспозицию «Здесь живёт семья российского героя»: в музее появились материалы о прадедушках, которые с оружием в руках защищали наш город в годы блокады. Фонды музея по-прежнему пополняются благодаря бескорыстным дарителям. Особенно ценны для нас экспонаты, связанные с историей нашей школы. Хочется сердечно поблагодарить Наталью Владимировну Тяжкову, которая существенно пополнила ту часть экспозиции, которая которая посвящена школе. Азоркина Лена и Дамаданова Карина, выпускники школы, сумели сделать подробное, толковое интервью с Фомичевой Аллой Ивановной, которая училась в нашей школе, была директором этого учебного учреждения и сегодня по-прежнему является одним из самых авторитетных педагогов школы. В этом, 2018 году, нашей школе исполняется 80лет. Мы очень надеемся на то, что в ходе юбилейных торжеств музей пополнится новыми интересными экспонатами.
Экскурсии в музее проводят дети. Тематика довольно разнообразна: «Освоение Канонерского острова», «Создание порта на Гутуевском острове», «Н.И. Путилов-создатель Морского канала»… Но самой большой популярностью пользуются 2 экскурсии — «Первая морская победа России» и «Бабушкина комната». Актив музея принимает участие в городских и районных мероприятиях и конкурсах. Наши ученики становились победителями в районных конкурсах экскурсоводов школьных музеев: за последние 6 лет 1 место занимали Федорова Ксюша, Магеррамова Гуля, Галахова Аня, Валькович Вика, Вишняков Коля, Волкова Кристина. Участвуем мы и в городском проекте «Музей открывает фонды». Исследования членов актива нашего музея были высоко оценены членами жюри конкурса, дети стали лауреатами этого городского проекта.
Конечно, то, что учащиеся школы побеждают в престижных конкурсах, приятно, но это совсем не самое главное. Школьный музей, несомненно, помогает патриотическому воспитанию детей. Выдающийся русский педагог 19 века Константин Васильевич Ельницкий писал: «Любовь к Отечеству и соотечественникам и служение им есть высокий нравственный долг каждого гражданина. Выполнение этого долга доставляет человеку внутренне довольство, счастье. Следовательно, желая сделать питомцев счастливыми, мы должны внедрять в их души любовь к Отечеству и соотечественникам и желание служить им». Коллектив школы №379 желает своим ученикам счастья, а, следовательно, мы и дальше будем продолжать работу по патриотическому воспитанию детей.
Заведующий музея «Канонерский и
Гутуевский острова. Люди и годы».
Тимофеева И.Н.
Опыт проектной деятельности музея ГБОУ СОШ №379 Кировского района Санкт-Петербурга «Канонерский и Гутуевский острова. Люди и годы»
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения. Большие возможности в этом плане открывает метод проектов (проектная технология) — один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе решения задач учебного проекта.
Уже 2019 — 2020 учебном году в некоторых школах Санкт- Петербурга (экспериментально) у учащихся 10 — 11классов появился новый учебный предмет — проектная деятельность. В 2020 -2021 учебном году он появится во всех школах, а защита индивидуального проекта станет обязательной для всех выпускников школ. В 2019 — 2020 учебном году свои проекты защищали девятиклассники, то есть выпускники школы, получающие основное общее образование.
В связи с этим инновациями возникает много вопросов и у выпускников, и у педагогов. Школьный музей не может стоять в стороне от этих проблем, поэтому необходимо исследовать его возможности в индивидуальной проектной деятельности выпускников школ. Школьный музей — универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков, что формирует модель современного выпускника согласно ФГОС.
Школьный музей – помогает развивать познавательную активность учащихся через участие их в исследовательской работе. Он является средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской работы, местом организации и проведения различных форм поисковой деятельности учащихся. В школьном музее есть возможность осуществлять проектную деятельность учащихся. Эта деятельность имеет свои особенности , к ней предъявляются определенные требования. Согласно ФГОС под проектом понимается временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Каковы же ее особенности:
1)Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.
2)Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
3) Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
4)Задачи проектной деятельности в школе:
а) Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
б) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
в) Формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);
г) Формирование умения составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
д) Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Проектная деятельность учеников должна обязательно иметь положительные особенности:
— повышение мотивации учащихся при решении задач; — развитие творческих способностей;
— формирование чувства ответственности; — создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; • основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Школьный проект должен иметь определенные этапы:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Определение участников проекта, готовых решать проблему.
3. Подготовка к работе над проектом. Определение темы, плана проекта, сроков выполнения, форм и методов деятельности, обязанностей участников проекта, формы его предъявления. Прогнозирование рисков и путей их предупреждения.
4. Работа над проектом.
5. Предъявление его результатов.
6. Обсуждение итогов
Любой проект предполагает наличие конкретного продукта, что является обязательным условием. Вот те продукты проектной деятельности, которые могут быть оформлены как результат деятельности музея: экскурсия, фильм, календарь, открытка, книга, юбилейные или программные мероприятия, викторина, тематический урок, экспозиция, выставка, сайт, газета, каталоги предметов. Этот список далеко не является исчерпывающим. Но результаты проектной деятельности решают задачи, заложенные во ФГОС.
Канонерский и Гутуевский острова сыграли большую роль в истории нашего города, но информации об этих островах очень мало, а книг об истории их освоения вообще нет. Островитян очень интересует развитие жизни на этом участке суши, судьбы людей, которые прославили Канонерский Гутуевский острова, поэтому миссия школьного музея — исследовать эту проблему, изучить все возможные материалы. Деятельность нашего музея в первую очередь исследовательская, а результаты этой деятельности представляются в виде проектов членами актива школьного музея.
Продукты проектной деятельности наших учащихся довольно разнообразны. Одним из первых таких продуктов стала пешеходная экскурсия по Канонерскому острову (тема: «Наш цветущий остров»), которая включала в себя все достопримечательности острова, рассказывала об исторических событиях с ними связанных.
ГБОУ СОШ № 379, где находится музей, — одна из старейших школ Кировского района Санкт- Петербурга. Продуктом проектной деятельности по изучению истории школы стал альбом. Результатом изучения истории Гутуевского острова стала новая экскурсия в музее на тему «Первая морская победа России».
Очень интересным для учащихся был опыт организации и проведения временной выставки одного экспоната «Следы войны неизгладимы». На этой проектной деятельности хочется остановиться подробнее. Экспонат, который был представлен на выставке, — книга с осколком снаряда внутри. Эта книга была подарена школе ветераном Великой Отечественной войны Прусским Сергеем Игнатьевичем. Книгу он хранил долгие годы, так как взял ее с пепелища родного дома, разрушенного в результате обстрела в годы блокады. Дом этот находился на набережной реки Екатерингофки, что на Гутуевском острове. Книга с осколком снаряда появилась в школе раньше, чем наш музей. Прусский Сергей Игнатьевич принес её в качестве подарка в школу 7 мая 2001года, а музей был открыт только в сентябре 2006года. Наверное, если бы открытие музея произошло раньше, экспонат получил бы полное и тщательное описание его истории, полноценную легенду, а так подробности было выяснить не у кого: сам Прусский С.И. скончался в 2004 году.
Члены Актива школьного музея решили создать полноценную легенду этого экспоната, а для этого провести исследование. Перед собой поставили следующие задачи:
1) изучить биографию ветерана Великой Отечественной войны Прусского С. И., проследить его боевой путь;
2) узнать адрес дома, в котором жила семья Сергея Игнатьевича во время войны, то есть уточнить место, откуда был взят экспонат нашего музея;
3)выяснить, как в целом пострадал в годы блокады Гутуевский остров, где находился дом, в котором жила семья Прусских.
Выставка дала возможность подвести итоги этой исследовательской деятельности, познакомить с их результатами учеников школы, их родителей и учителей, осознать необходимость подобных исследований.
Выставка была приурочена к Дню Героев Отечества проводилась в помещении музея ГБОУ СОШ №379 «Канонерский и Гутуевский острова. Люди и годы». Экспонат (книга с осколком снаряда внутри) находился на фоне стены , где представлены силуэты Канонерского и Гутуевского островов, рядом стояла фотография Прусского С.И. Адресная аудитория этой выставки: учащиеся школы со 2 по 11 класс, их родители, учителя.
Цель выставки: формирование устойчивого познавательного интереса у посетителей выставки к истории своей малой Родины
Задачи:
— расширение и углубление знаний посетителей выставки о жизни ленинградцев в годы блокады на Канонерском и Гутуевском островах;
-создание условий для того, чтобы посетители выставки смогли осознать, какой ценой советский народ смог победить фашизм в годы Великой Отечественной войны.
Эта временная выставка пользовалась большой популярностью, ее посетили практически все учащиеся и учителя школы и многие родители. Несомненно, что выставка способствовала и творческой самореализации школьников (членов актива школьного музея) в процессе ее подготовки и создания.
Продуктами проектной деятельности нашего музея являлись и буклеты, и стенгазеты, и школьные радиопередачи.
Школьный музей является структурным подразделением образовательного учреждения, следовательно решает те же цели и задачи. что стоят перед всей школой . Работа в современном школьном музее требует решать вопросы обучения и воспитания учащихся, заложенные во ФГОС, которые предусматривают формирование компетенций обучающихся в области использования учебно-исследовательской и проектной деятельности. Музей ГБОУ СОШ № 379 «Канонерский и Гутуевский острова. Люди и годы», в основе работы которого лежит личностно — деятельностный подход к ребенку, готов создать условия для самоактуализации и развития личности учащихся, для того, чтобы ученики школы могли активно участвовать в проектной деятельности.
Для всех учащихся начальной школы Власов Юрий (победитель районного конкурса экскурсоводов школьных музеев) провел экскурсию на тему» И грянул бой!» (посвящена рождению Балтийского флота). По его инициативе был проведен конкурс рисунков на эту тему.
Выставка рисунков, посвященная первой морской победе России. Участники — все учащиеся начальной школы; жюри — все учащиеся средней школы. На фотографиях победители конкурса рисунков.