Наставничество — одна из древнейших разновидностей неформального образования. Наставничество не является новым для российской педагогики методом, а идея включения обучающихся в реальные жизненные практики, общения с уважаемыми взрослыми, представителями разнообразного мира профессий имеет свою историю, активно реализуется сегодня. Испокон веков значимый для общности опыт решения разного рода проблем, ценностные основания этих решений передавались от лица к лицу, от мастера к подмастерью. Наставником был тот, кто собственным примером мог доказать успешность и общественную пользу своего дела, способов достижения важных для всех целей. Сегодня наставничество рассматривается как один из ключевых способов развития человеческого потенциала страны – основы её социально-экономического развития.
Наставничество как разновидность неформального образования доказало свою эффективность в решении следующих задач:
- обретение призвания (формирование представлений о возможных направлениях профессионального выбора и самореализации в них),
- реализация стремления к самосовершенствованию в современных конструктивных практиках (ознакомление с культуросообразными вариантами построения жизненного пути, развитие функциональной грамотности и метакомпетенций в различных сферах),
- поддержка межпоколенных связей, культурной преемственности (дополнение и обогащение в личной встрече со значимым Другим спектра взаимодействий с обществом, экономической сферой, государственными структурами в неразрывной связи со знакомством и освоением новых для человека и современных видов деятельности, технологий),
- развитие метакомпетенции и личных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с другими людьми (soft skills).
Перечисленное выше относится как к стороне наставляемого, так и к стороне наставника, поэтому наставничество – это не воздействие на наставляемого, а взаимодействие.
В нашей школе наставничество реализуется в следующих формах:
- Форма наставничества «Ученик-ученик»,
- Форма наставничества «Учитель-учитель»,
- Форма наставничества «Учитель-Ученик»,
- Форма наставничества «Выпускник школы-Ученики»,
- Форма наставничества «Родитель-Ученик»,.
Учащиеся 11 класса успешно защитили индивидуальные проекты под руководством учителей школы. Все темы работ актуальны и способствуют развитию познавательной активности учащихся и расширению их кругозора.