sc379.kir@obr.gov.spb.ru
417-51-71
Канонерский остров, 32 лит.Б

Тимофеева Ирина Николаевна

Assistant Professor
  • Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули):

    Учитель биологии

  • Тел.: 417-51-71
  • E-Mail: sc379.kir@obr.gov.spb.ru
  • Общий стаж работы: 45
  • Педагогический стаж: 42
  • Стаж работы по специальности: 42
  • Стаж работы в данной ОО: 15
  • Уровень (уровни) профессионального образования с указанием наименования направления подготовки и (или) специальности, в том числе научной, и квалификации:
    Уровень образования:

    высшее профессиональное

    Направление подготовки и/или специальность:

    учитель биологии средней школы

    Квалификация:

    Учитель биологии

  • Категория:
    высшая категория с 31.03.2016 по 31.03.2021
    распоряжение № 1054-р от 08.04.2016
    Издал: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • Сведения о повышении квалификации:

    Педагогика музейной деятельности, 2013 год, 144 часа.
    Информационные коммуникационные технологии в практике работы учителя-предметника, 2014 год, 72 часа.
    Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях введения ФГОС, 2015 год, 72 часа

  • Сведения о профессиональной переподготовке:

    Культурология. История и культура Санкт-Петербурга

Курсы повышения квалификации:

2020 год:

«Школьное музееведение», СПГДТЮ, 72 часа;

2018 год:

«Теория и методика обучения (экология), АППО, диплом о проф. переподготовке;

2016 год:

«Культурные практики во внеурочной деятельности», АППО, 108 часов.


Экологическое образование школьников при реализации программы внеурочной деятельности
«Сады и парки Санкт- Петербурга».

«…нужда в садах и особенно парках
как никогда прежде исключительно
велика. Это вопрос здоровья
физического и нравственного»

Д.С.Лихачев

    Основы экологической культуры закладываются в школьном возрасте, когда ребенок начинает целенаправленно изучать науки о природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.

    Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы учитель включает не только вербальные методы экологического образования (лекция, рассказ, беседа), но и практические, проблемно-поисковые, инновационные. Такие технологии обучения характерны для внеклассной работы и широко используются педагогами во внеурочной деятельности. Исследования современных педагогов доказывают, что целенаправленная работа по экологическому образованию детей будет проходить более успешно, если в этой работе используется краеведческий материал.

      Сегодня никого не нужно убеждать в том, что для воспитания патриота, достойного гражданина своей страны необходимо как можно шире использовать краеведческий материал, ведь любовь к Родине начинается с любви к своему дому, улице, городу… Санкт-Петербург – уникальный город не только по роли, которую он играл и играет в истории нашей страны, в истории культуры, но и потому, что он, по сути своей, является музеем под открытым небом: столько удивительных архитектурных ансамблей, столько имен выдающихся государственных деятелей, поэтов, музыкантов, художников, ученых связаны с этим городом. Петербург по праву можно назвать и музеем садово-паркового искусства: здесь представлены все основные стили паркостроения, некоторые парки являются шедеврами мирового значения. Но «… потеряли русские любовь к скульптуре и садовому искусству. И сколь многое погибло и погибает, благодаря этому равнодушию», — писал В.Я.Курбатов в 1911году. [9] Что же говорить о состоянии парков Санкт-Петербурга сегодня?! Корни этого равнодушия в невежестве, ведь большинство горожан плохо знакомо с садово-парковым искусством, с историей паркостроения.

       В условиях большого города, каким и является Санкт-Петербург, формирование экологической культуры (в самом широком смысле) невозможно без непосредственного контакта с природой, которая и представлена у нас в садах и парках. Решение же экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние окружающей среды. Экология как обязательный предмет может решить многие задачи, но изменения, которые происходят в нашей стране, требуют от учителя пересмотра многих взглядов на образование, поиск новых технологий обучения, создание совершенно новых интегрированных курсов. Программа внеурочной деятельности «Сады и парки Санкт-Петербурга» является именно интегрированной, она включает в себя и исторические, и краеведческие, и искусствоведческие, и биологические, и экологические понятия, так как любой парк, сад, сквер являются и природными объектами, и явлениями культуры. Цель этих занятий — углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, экологией и историей родного края. Школьники, участвуя в этой внеурочной деятельности, смогут пополнить и уточнить свои знания о растительном и животном мире, расширить экологические знания, а также познакомиться с историей Санкт-Петербурга, так как парки являются произведениями творческого труда человека, они создавались в определенную эпоху, следовательно, несут на себе печать своего времени, особенности культуры той или иной поры. Наиболее эффективна эта программа для учеников 5-6 классов, но может использоваться в 7 или 8 классе.

Содержание программы составляют следующие темы:

1. Введение — 1час

2. Сады и парки нашего города в 1 половине XVIII века. Регулярный стиль паркостроения, его эволюция — 19 часов

3. Сады и парки Петербурга во 2 половине XVIII, начале XIX века. Возникновение и развитие пейзажных парков — 14 часов.

4. Садово — парковое искусство в Петербурге — Петрограде во 2 половине XIX, начале XX века — 16 часов

5. Парки, появившиеся в Ленинграде. Сады и парки Санкт-Петербурга сегодня — 18 часов.

Программа может быть рассчитана на 68, 34 или даже 17 часов в зависимости от потребностей учащихся конкретно в каждом учебном году.

       Изучение любого раздела всегда начинается с экскурсии по парку, который создавался в ту эпоху, о которой идет речь в данной теме. Конечно, присутствуют и аудиторные занятия, но экскурсиям, самостоятельным работам учащихся придается очень большое значение (на это отводится более 50% учебного времени), так как только в процессе рассматривания изучаемых объектов в естественной обстановке, в процессе выполнения посильной работы по благоустройству парков у школьников могут правильно сформироваться необходимые представления и понятия. Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

       Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет школьникам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем Санкт — Петербурга, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам.

       Задача, которая ставится перед детьми при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе. Результаты своих наблюдений учащиеся могут отражать в фенологическом дневнике, серии рисунков, фотографий, других работах, носящих творческий характер, что будет способствовать развитию у школьников способностей, самостоятельности, а также умению работать в коллективе. Школьники, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы внеурочной деятельности и расписание занятий внеурочной деятельности. Для школы, где проходила реализация программы внеурочной «Сады и парки Санкт – Петербурга», было важно, чтобы эта программа имела социальную направленность, поэтому она включала в себя такие акции «Помоги птицам зимой!», «Наш цветущий остров». Но участвуя в этих акциях, дети не только проявляли социальную активность, но и пополняли свои знания по экологии, учились пользоваться своими экологическими знаниями в практической деятельности. Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

        Особенности программы внеурочной деятельности «Сады и парки Санкт — Петербурга», разработанный для конкретной школы, таковы, что подобный курс может быть использован практически в любом образовательном учреждении нашего города. В Санкт- Петербурге сегодня общая площадь зелёных насаждений превышает 31 тысячу га, в их числе 68 парков, 166 садов, 730 скверов. В зависимости от особенностей садов и парков административного района, где находится школа или дом детского и юношеского творчества, детский экологический центр, могут меняться основные темы, характер их изучения, но тематика занятий обязательно должна отражать эволюцию стилей паркостроения, а также давать возможность детям наблюдать изучаемые объекты и явления в естественной природной обстановке. Учебным заведениям теперь дается много прав для самостоятельного определения объема часов, отводимых на внеурочную деятельность, для самостоятельного решения вопроса о том, как будет реализовываться программа (линейно или нет), для выбора направления реализации программы.

       Конечно, изучение садов и парков не может являться панацеей от всех бед, но, тем не менее, вполне может внести свою лепту в патриотическое и экологическое воспитание школьников, может способствовать развитию творческих способностей детей, умению работать в коллективе.

       Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере. При реализации в школе программы внеурочной деятельности «Сады и парки Санкт-Петербурга», возникла необходимость выяснить, как эти занятия с детьми 5-7 класса отражаются на уровне их экологическом образовании.

      С целью выявления объективных количественных данных о состоянии экологического образования и экологического воспитания учащихся среди учеников 5-7 классов ГБОУ СОШ №379 Кировского района Санкт-Петербурга был проведен опрос в форме анкетирования. Опрашиваемым давались простые и понятные вопросы (так как возраст учащихся невелик, они только начинают знакомиться с такими науками как биология и экология).

      В анкетировании были задействованы школьники, которые принимали участие в реализации программы внеурочной деятельности «Сады и парки Санкт- Петербурга» (18 человек) и те, кто не участвовал в этой программе (16 человек).

Условно этих детей мы разделим на 2 группы:

1группа – школьники, которые участвуют во внеурочной деятельности «Сады и парки СПБ»;

2 группа — школьники, которые НЕ участвуют во внеурочной деятельности.

Анкета, которая использовалась в эксперименте:

Вопрос 1: Любите ли Вы природу? Почему?

Цель первого вопроса: выявить, как ученики относятся к природной среде; что, с точки зрения детей, дает им природа.

На данный вопрос почти все ученики из обеих групп ответили утвердительно. Но развернутый ответ смогли дать далеко не все. Наиболее часто встречаются такие объяснения, почему любят природу: поскольку она является источником красоты, вдохновения, радости, жизни. Без природы не было бы человека. Человек – часть природы. Из природной среды мы берем все необходимое для полноценной жизнедеятельности.

Любят природу / Дали развернутый ответ:
1группа: 100% /95%
2 группа: 100% /37%

Вопрос 2: Что такое «экология»?

Цель вопроса: определить уровень теоретических знаний; выяснить степень понимания понятия «экология».
Дали правильный ответ:
1группа: 77%
2 группа: 25%

Вопрос 3: Существуют ли экологические проблемы в Санкт- Петербурге? Какие?

Цель вопроса: определить уровень осведомленности учащихся по вопросам существования экологических проблем в городе.

Считают, что экологические проблемы существуют в городе / Дали развернутый ответ:
1группа: 100% /  95%
2 группа: 88% / 43%

Вопрос 4: Что будет с Санкт- Петербургом, если в городе полностью уничтожат все сады, парки скверы?

Цель вопроса: определить уровень понимания влияния антропогенного фактора на природу в городе

Дали развернутый, обоснованный ответ
1 группа: 95%
2 группа:  37%

Вопрос 5: Перечислите основные правила поведения на природе.

Цель данного вопроса: оценка экологической компетенции и уровня экологического воспитания школьников.

Дали развернутый полноценный ответ :
1группа: 72 %
2 группа: 31%

Вывод: по результатам анкетирования количественные данные о состоянии экологического образования учащихся среди учеников 5-7 классов ГБОУ СОШ №379 Кировского района Санкт-Петербурга говорят о том, что занятия внеурочной деятельностью «Сады и парки Санкт – Петербурга» повышают знания учащихся.

      Положительным эффектом можно считать и то, что у детей, которые занимались этой внеурочной деятельностью, появился устойчивый интерес с экологии. В ГБОУ СОШ №379 ежегодно проводится научно — практическая конференция учащихся 5 – 11 классов. Школьники самостоятельно выбирают тему исследования. Так вот, 70% учащихся, которые занимались внеурочной деятельностью «Сады и парки Санкт – Петербурга», выбирали тему так или иначе связанную с биологией или экологией (и тематика была довольно широка для учеников 5 -7 классов).

Примеры тем выступлений школьников 6 класса:

Методические разработки:

Интерактивная викторина на тему: «Угадай растение»

Интерактивная викторина на тему: «Цветники»